Мозг – это одна из самых загадочных и удивительных структур в нашем организме. Он является центральной частью нашей нервной системы и отвечает за регуляцию всех наших мыслей, эмоций, поведения и восприятия окружающего мира. Нейропсихология – это наука, которая изучает взаимосвязь между мозговой активностью и психическими процессами.
Предметом исследования нейропсихологии становится внимание человека, возможности его концентрации и переключения. Также под область изучения попадают речь, эмоции, виды мышления, способность к самостоятельному принятию решений и волеизъявлений, возможности контролировать любую деятельность. Все эти механизмы нейропсихология связывает с созреванием мозговых структур, которые отвечают за то или иное физическое или мыслительное действие, совершаемое человеком.
Человеческий мозг живет и развивается по своим биологическим законам. Механизмы головного мозга изучают ученые-нейропсихологи (А.Р.Лурия, Б.М.Величковский, Дональд Хебб, Т.В.Ахутина, Т.В.Черниговская и другие). Исследуя процессы мозговой деятельности, специалисты могут разглядеть зоны развития человека и выявить причины его сложностей в профессиональной деятельности, если речь идет о взрослом человеке, или в учебе, если мы говорим о ребенке. Понимание того, как функционирует мозг, помогает не только скорректировать «слабые стороны», но и спланировать дальнейшую работу, направленную на повышение его эффективности.
Современные исследования нейропсихологии позволяют нам более глубоко понимать, как работает наш мозг, какие механизмы обеспечивают наши мысли, память, внимание и другие психические функции. Ключевыми компонентами в этом процессе являются нейроны – специальные клетки, которые передают электрические и химические сигналы друг другу, образуя сложные сети, называемые нейронными сетями.
Одной из основных концепций, изучаемой в нейропсихологии, является концепция пластичности мозга. Исследования показывают, что наш мозг способен перестраиваться и изменяться на протяжении всей нашей жизни в ответ на новые опыты и обучение. Это означает, что мы можем менять свои способности, навыки и поведение даже во взрослом возрасте.
Одним из ключевых вопросов, которые нейропсихология пытается разрешить, является взаимосвязь между мозговой структурой и психическими функциями. Каждая область мозга отвечает за определенные функции и процессы. Например, фронтальная кора мозга отвечает за планирование, принятие решений и контроль над поведением, а гиппокамп играет ключевую роль в процессе формирования и хранения памяти.
Многие нейропсихологические исследования также позволяют нам понять, как различные нарушения мозговой деятельности влияют на психические процессы и поведение. Например, при нарушениях в работе фронтальной коры возникают проблемы с планированием и принятием решений, а при повреждении гиппокампа может возникнуть потеря памяти.
Исследования в нейропсихологии также позволяют нам более глубоко понять природу различных психических расстройств. Например, депрессия может быть связана с дисбалансом химических веществ в мозгу, а шизофрения – с нарушениями электрической активности в определенных областях.
Изучение мозга с точки зрения нейропсихологии помогает также разрабатывать новые методы лечения и реабилитации при различных психических и неврологических заболеваниях. Например, активация определенных областей мозга с помощью транскраниальной магнитной стимуляции может быть эффективным методом для лечения некоторых форм депрессии.
Нейропсихология – это раздел клинической психологии, который изучает мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. И именно нейропсихология предлагает нам поддерживать работу мозга в «рабочем» состоянии как можно дольше, такими, на первый взгляд «странными» манипуляциями в повседневной жизни. Эти упражнения для мозга подходят как детям, так и пожилым людям и не займут у вас много времени.
- Чистите зубы нерабочей рукой
Исследования показали, что использование противоположного по доминантности полушария вашего мозга (как в этом упражнении) дает результаты быстрого и существенного формирования межполушарных связей в головном мозге.
Как делать: чистите зубы нерабочей рукой, а также не забывайте открывать и использовать тюбик зубной пасты той же рукой.
- Принимайте душ с закрытыми глазами
Тактильные ощущения активизируют другие зоны головного мозга. Ваши руки замечают то, что невозможно увидеть, и посылают об этом сигналы вашему мозгу.
Как делать: попробуйте использовать из органов чувств только осязание (делайте все крайне осторожно во избежание травм). Откройте краны и настройте воду, доверяя своим ощущениям. Затем мойтесь с закрытыми глазами.
- Меняйте свой привычный утренний распорядок
Исследования мозга показывают, что новые задачи увеличивают зоны коры головного мозга, фиксируя увеличение уровня активности головного мозга.
Как делать: оденьтесь после завтрака, погуляйте с собакой в новом районе, смените ваш любимый канал на ТВ или радиостанцию.
- Переворачивайте привычные предметы вверх ногами. Буквально!
Когда вы смотрите на правильно повернутые вещи, ваша левая, «вербальная» сторона мозга, быстро их распознает и сразу отправляет ваше внимание в другое место. Когда вы их переворачиваете вверх ногами, ваша правая сторона мозга включается в работу и пытается распознать форму, цвет и отношение непонятной ему картинки.
Как делать: переверните вверх ногами фотографии вашей семьи, настенные часы и календарь.
- Меняйтесь местами за столом
В большинстве семей каждый имеет свое собственное место за столом, но ваш мозг постоянно нуждается в новом опыте.
Как делать: меняйтесь местами, чтобы изменить положение, которое вы занимаете, и по-другому посмотреть на комнату, и людей, и даже на то, как вы достаете до перца и соли.
- Вдыхайте новые ароматы
Вы, вероятно, даже не помните, как «выучили», что запах кофе ассоциируется с началом нового дня. Задействовать новые нервные пути можно, связав непривычные ароматы, например, ванили, корицы, мяты, с каким-либо видом деятельности.
Как делать: держите экстракт своего любимого аромата около кровати всю неделю. Открывайте и вдыхайте его, как только проснулись, затем когда умываетесь и одеваетесь.
- Открывайте окно машины
Гиппокампус — часть головного мозга, отвечающая за воспоминания. Они будут более яркими, если в них участвуют запахи, звуки и образы.
Как делать: попробуйте распознать новые звуки и запахи на вашем пути. Открытое окно поможет вам в этом.
- Изучайте продукты в супермаркете
Магазины спроектированы так, чтобы наиболее прибыльные товары располагались на уровне глаз, поэтому когда вы отовариваетесь, вы многого не видите.
Как делать: остановитесь около любого ряда в магазине и посмотрите на полки сверху вниз. Если вы увидели то, чего не замечали раньше, возьмите это, почитайте состав и подумайте об этом. Вам необязательно это покупать, вы уже нарушили свою рутину и приобрели новый опыт.
- Увеличивайте количество коммуникаций в течение дня
Научные исследования неоднократно доказывали, что нехватка общения имеет серьезное негативное влияние на общие познавательные способности.
Как делать: хотите пить? Лучше купить напиток у продавца в магазине, чем у аппарата с газировкой. Закончился бензин? Лучше оплатите чек у кассира, чем карточкой в терминале на улице.
- Читайте по-разному
Мы используем разные отделы мозга, когда читаем сами или слушаем, когда читаем вслух или про себя.
Как делать: читайте вслух вашему собеседнику, чередуя роли слушателя и читателя. Возможно, вы гораздо дольше будете читать книгу, зато проведете больше времени вместе.
В целом, изучение мозговой деятельности с точки зрения нейропсихологии не только расширяет наше понимание о работе мозга, но и открывает новые возможности для лечения и реабилитации людей с различными психическими и неврологическими заболеваниями. Больше понимая наш мозг и его функции, мы можем лучше управлять своим поведением, развивать свои способности и преодолевать различные проблемы, связанные с психическим здоровьем.