Развитие мозга ребёнка — это сложный, но удивительно точный и логичный процесс. Каждый его этап словно кирпичик в фундаменте будущего формирования мышления, памяти, эмоций, тенденции поведения, и обучения. За годы работы я увидела: понимание этих этапов — ключ к тому, чтобы не только поддерживать ребёнка в нужный момент, но и предотвратить множество трудностей в будущем.
Мозг ребёнка: от внутриутробного периода до 3-х лет.
Развитие мозга начинается задолго до рождения. Уже на 5–6 неделе беременности формируется нервная трубка — зачаток центральной нервной системы. Внутриутробно развиваются базовые структуры мозга, такие как ствол мозга, лимбическая система (отвечающая за эмоции), а также мозжечок, который позже будет участвовать не только в координации, но и в регуляции речи, внимания и мышления.
После рождения идёт активный рост нейронных связей. Мозг младенца содержит почти все нейроны, которые будут у него всю жизнь, но важнее — это синаптогенез: формирование синапсов, то есть связей между нейронами. До 3 лет идёт их бурный рост. Этот период называют сенситивным окном — временем, когда ребёнок особенно восприимчив к обучению и внешним воздействиям.
От рождения до 3 лет: время сенсорного и двигательного развития.
В этот период активно созревают подкорковые структуры и сенсомоторная кора. Именно поэтому важно, чтобы ребёнок трогал, пробовал, ползал по разным поверхностям. Каждое такое действие стимулирует сенсомоторные зоны, которые напрямую связаны с развитием речи и мышления.
Факт: дети, миновавшие этап ползания, могут испытывать трудности с письмом, чтением или концентрацией в начальной школе. Всё потому, что не были активированы нужные нейросети, связанные с координацией и межполушарным взаимодействием.
3–7 лет: развитие лобных долей и речи.
С 3 до 7 лет начинается активное развитие лобных долей — центра высших психических функций: речи, саморегуляции, контроля поведения, планирования и воображения. Это время, когда ребёнок учится контролировать эмоции, отстаивать своё мнение, формулировать желания.
В этом возрасте особенно важно развивать внутреннюю речь (переход от внешней к внутренней), так как она становится опорой для регуляции поведения: «Я не буду толкать, потому что так нельзя», «Я буду плакать, но только не в классе», «Я должен сидеть на уроке, а не ходить, когда вздумается – похожу на перемене». Здесь же — основа формирования произвольного внимания и памяти.
Важно: в этом возрасте развивать не только речевые функции, но и также телесную активность. Разрешать ребенку больше бегать, прыгать, лазать и тогда можно будет заметить, что его переключение внимания, а также речь будут улучшаться. Недостаток речевого развития или дефицит телесной активности в этом возрасте может замедлить развитие лобных систем, что позже проявится в трудностях с обучением, поведением и самоконтролем.
7–12 лет: школьный возраст и когнитивный скачок.
С поступлением в школу мозг ребёнка переживает очередной «рывок». Укрепляется кортикальная организация, усиливается миелинизация — формирование оболочки вокруг нейронов, которая ускоряет передачу импульсов. Ребёнок становится более организованным, может планировать, удерживать информацию, сравнивать и обобщать.
Развиваются операции мышления: анализ, синтез, абстракция, логика. Этот возраст особенно важен для развития межполушарного взаимодействия, что отражается в развитии навыков письма, чтения, счёта.
Заметка из практики: если в этом возрасте наблюдаются скачки утомляемости, рассеянность, «неусидчивость», возможно, стоит проверить зрелость нейропсихологических функций, а не ругать ребёнка за «лень». А также проверить мотивацию для обучения. Если мотивация через страх наказания, то да, на первых порах – это может быть эффективно, но в перспективе пагубно отразиться на будущем процессе обучения и самом отношении ребенка к учебе.
Подростковый возраст: «второе взросление мозга».
В 12–16 лет идёт мощная перестройка всех систем. Созревают префронтальные зоны, отвечающие за самоанализ, мотивацию, долгосрочное планирование, социальное поведение. Идёт «переподключение» синапсов — слабые связи исчезают, сильные усиливаются.
Гормональные изменения сильно влияют на эмоциональную сферу. Подросток может казаться импульсивным, неуравновешенным — это физиологически обусловлено тем, что лобные доли «отстают» в развитии от лимбической системы.
Совет родителям: сейчас особенно важно не давить, а поддерживать, помогать подростку регулировать себя, потому что именно в этот момент формируются устойчивые стратегии реагирования на стресс, успех и неудачи. Но при этом также важно установить четкие рамки допустимого в семье (для каждого члена семьи), чтобы подросток учился создавать новые способы коммуникации и становления себя, как личности, с пониманием социальных устоев и стандартов (например: всем членам семьи запрещено кричать друг на друга; после того, как закончили есть – необходимо поблагодарить того, кто приготовил еду и т.д.).
Понимание этапов развития мозга помогает:
- Увидеть, где ребёнку нужна помощь именно сейчас (это позволит за более короткий промежуток скорректировать моменты вызывающие беспокойство);
- Не паниковать, если развитие идёт не по «усреднённым нормам», а искать пути поддержки;
- Понимать, когда определённые трудности — это возрастная норма, а когда — сигнал к вниманию специалиста;
- Создавать условия, способствующие раскрытию потенциала, а не «подгонять под рамки».
Нейропсихология позволяет тонко диагностировать особенности развития мозга ребёнка, выявить слабые и сильные стороны, а главное — подобрать эффективную коррекционную программу. В своей практике я вижу, как даже через 2–3 месяца регулярных занятий у детей усиливается внимание, улучшается речь, формируются навыки саморегуляции при условии соблюдения рекомендаций и домашней роботы.
Мозг ребёнка развивается по своим законам, и каждый возрастной этап уникален. Не существует «плохих» или «хороших» детей — есть разные темпы и маршруты развития. Задача родителей, педагогов и специалистов — не сравнивать, а замечать, поддерживать и направлять.
Если вы чувствуете, что ребёнку нужна помощь — не откладывайте. Раннее вмешательство даёт лучшие результаты.
Если вам нужна консультация по развитию ребёнка, вы можете обратиться ко мне — я работаю с детьми от 1,5 лет и подростками до 14 лет, а также провожу нейропсихологическую диагностику и занятия (консультации).