ребенок в школе

Взаимосвязь нейропсихологии и подготовки к школе

Что такое нейропсихологическая готовность к школе? 

Нейропсихологическая готовность — это состояние, при котором основные функциональные блоки мозга достаточно зрелы для того, чтобы ребёнок мог эффективно обучаться в структуре школьной программы. Я оцениваю не просто знания, а то, как работает мозг:

Первый блок (энергетический) — обеспечивает бодрствование, устойчивость к утомлению, способность «включаться» в задание.

Признаки нарушения в развитии 1-го блока мозга:

  • истощаемость, утомляемость, вялость;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира;
  • аллергия в самых разнообразных проявлениях;
  • повышенная частота заболеваний;
  • гипо- или гипертонус;
  • дети пишут «как курица лапой»;
  • долго не могут научиться завязывать шнурки;
  • двигательная неловкость;
  • дисграфия (движения, присоединяющиеся к основным — движения языком во время письма);
  • нарушение почерка;
  • аграфия, дисграфия;
  • сужение полей зрения;
  • слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз;
  • сильно сбитая речь (более взрослая, чем надлежит в их возрасте).

Второй блок (приём, переработка и хранение информации) — отвечает за восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные функции.

Признаки несформированности 2-го блока мозга:

  • бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость;
  • несформированность сенсомоторных координаций;
  • несформированность пространственных представлений.

Третий блок (контроль и регуляция) — управляет произвольностью, способностью планировать, контролировать себя и доводить задание до конца.

Признаки несформированности 3 блока:

  • синдром нарушения (недоразвития) программирования и контроля произвольных действий. Лобный синдром. Дефицит программирования и контроля у детей, его проявления в учебной деятельности.
  • синдром нарушения (недоразвития) серийной (динамической) организации движений и речи у взрослых и детей.
  • нарушения праксиса и речи, эфферентная и динамическая афазия и афазия (дисфазия).
  • недоразвитие моторики, фразовой и связной речи у детей.

Если хотя бы один из этих блоков «слабее» других, у ребёнка могут возникнуть трудности: он не слушает, не может сосредоточиться, быстро устаёт, путает направления, не ориентируется в тетради, пропускает строчки или забывает, что ему только что сказали.

Что я делаю, как нейропсихолог?

  1. Провожу диагностику — с помощью специальных методик я определяю, насколько зрелы лобные, височные, теменные и затылочные зоны мозга, проверяю межполушарные связи, координацию движений, зрительно-моторную интеграцию, виды памяти (запоминание информации), которые в большей или меньшей степени развиты и многие другие процессы.
  2. Определяю уровень функциональной готовности — то есть, насколько ребёнок действительно может «втянуться» в учебный процесс без перегрузки и стрессов.
  3. Разрабатываю индивидуальный маршрут коррекции — если есть «слабые места», через специальные упражнения, игры и тренировки помогаю мозгу выстроить нужные нейронные связи.
  4. Работаю с семьёй — обучаю родителей/опекунов, как поддерживать развитие ребёнка в домашних условиях, как создавать правильный режим и эмоциональную среду. Так как колоссальный объем работы проводится в промежутке между консультациями. Без следования рекомендациям скорость и качество работы могут разниться.

Почему это важно?

Исследования (А.Р. Лурия, Т.В. Ахутиной, Е.А. Стребелевой и др.) подтверждают, что нейропсихологическая незрелость может маскироваться под СДВГ, трудности в обучении и даже поведенческие проблемы. Часто уже после нескольких месяцев регулярной нейропсихологической работы ребёнок становится более организованным, собранным и начинает с удовольствием учиться, но конечно – это при условии соблюдения всех рекомендаций и постоянной домашней работы.

Важно понимать: нейропсихолог не лечит диагноз, а развивает функции мозга, которые ещё не дозрели. И делает это бережно, через движения (физические упражнения), игру, сенсорные стимулы — так, как мозг ребёнка действительно «учится» в дошкольном возрасте.

Подготовка ребёнка к школе — это не только про счёт, чтение и умение держать ручку. Это про гораздо большее: про зрелость мозга, про сформированность межполушарных связей, про готовность к регуляции поведения, вниманию и устойчивости к стрессу. Как нейропсихолог, я точно знаю: даже очень умный ребёнок может испытывать трудности в обучении, если определённые функции мозга развиты неравномерно.

Психолог изучает психические проявления личности в разных условиях для оказания помощи тем, кто в ней нуждается. Люди обращаются к психологу, когда нужно восстановить душевное равновесие, найти выход из сложной жизненной ситуации, пережить стрессы и эмоциональные травмы. Задача специалиста ─ выслушать человека и помочь ему разобраться в проблеме, направлять беседу в нужное русло, помогать сосредоточиться на моментах, которые могут принести облегчение. В отличие от психиатра психолог не является врачом, он не ставит медицинские диагнозы и не назначает лекарственные препараты. Если психолог работает в лечебном заведении, он взаимодействует с психиатром. Цитаты знаменитых психологов очень популярны ─ представители этой профессии отличаются проницательностью и способностью к сопереживанию.